|
УТВЕРЖДАЮ Директор школы: __________ Л. И.Бегунова Приказ № 173 от 01.09. 2011г. Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы МОБУ «Кисельнинская средняя школа» Содержание 1. Пояснительная записка 2. Цель внеурочной деятельности 3. Задачи внеурочной деятельности 4. Принципы организации внеурочной деятельности 5. Внеурочная деятельность школы согласно ФГОС 6. Условия реализации программы 7. Предполагаемые результаты 8. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное от учебы время 9. Ожидаемые результаты Пояснительная записка Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Современная тенденция в деятельности учреждений образования - совершенствование внеурочной деятельности. Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований:
Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Материалы стандарта подводят к выводу:
А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации. 2. Цель внеурочной деятельности Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. 3. Задачи внеурочной деятельности Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ДК , библиотеками, семьями учащихся. Включение учащихся в разностороннюю деятельность. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
4.Принципы организации внеурочной деятельности Основными принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе являются:
Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:
Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность. Ориентиры в организации внеурочной деятельности в экспериментальном первом классе нашей школы:
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Главным аспектом системы дополнительного образования является преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с программами общеобразовательной средней школы. 5.Внеурочная деятельность школы согласно ФГОС В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организована по направлениям развития личности и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Содержание внеурочной деятельности учащихся 1-го класса определяется несколькими основными направлениями:
1.Духовно- нравственное направление осуществляется через работу школьного краеведческого музея. Ребята знакомятся с историей своего края, рисуют, разучивают народные песни и танцы. Актуальность программы «Быт и ремесла Ладожского уезда 19 века» состоит не только в познавательной значимости: более важным является её воспитательное значение. Программа показывает нравственное и эстетическое богатство традиционного народного календаря, способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического пути любого народа. На занятиях происходит постепенное погружение в мир традиций и обычаев родного края. Дети получают начальное представление о праздниках народного календаря, изучают календарные и семейные обряды, обычаи, их символику и семантику, приобщаются к различным видам декоративно-прикладного искусства. 2. Общекультурное направление представлено танцевальным кружком «Солнышко» и музыкальным «Ладушки». Их целью является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. Дети участвуют в общешкольных концертах и праздниках. 3. Спортивно-оздоровительное направление. Оно представлено в нашей школе кружком «ОФП». Цель: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие. 4.Общеинтеллектуальное направление представлено работой школьной и поселковой библиотеки. Раз в неделю учащиеся участвуют в конкурсах, викторинах, слушают познавательные истории, знакомятся с новыми книгами. Библиотечный час развивает логическое мышление, кругозор, прививает любовь к чтению. 5.Социальное направление включает в себя подготовку коллективно- творческих дел, участие в школьных акциях «Озеленим школу», «Добрые дела», «Открытка ветерану» и т.д. Учащиеся начальной школы активно включаются в общешкольную внеурочную деятельность, учатся самостоятельности и ответственности. 6. Условия реализации программы Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
В реализации программы участвуют:
7. Предполагаемые результаты
8. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное от учебы время
9.Ожидаемые результаты Мы ставим перед собой новые цели и задачи и ищем пути их решения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению условий воспитания и обучения, совершенствованию материально-технической базы, расширению использования информационных технологий и всего того, что сделало бы пребывание в школе обогащающим и комфортным для всех участников образовательного процесса. Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания. Дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор. В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность: - свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям; - помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности. - стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор; - быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру. |