Школа открыта в ноябре 1979 года

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Кисельнинская средняя общеобразовательная школа"

 

Принята

Решением педагогического совета

МОБУ «Кисельнинская средняя школа»

Протокол № 01 от 30 августа 2011 г.

Секретарь педсовета:

___________ О.В. Седова

Утверждаю

Директор школы:

____________ Л.И. Бегунова

 

Приказ № 173 от 01 сентября 2011г.

 

 

Основная образовательная программа

начального общего образования

(срок освоения – 4 года)

муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения

«Кисельнинская  средняя  общеобразовательная школа» 

                                                   2011-2014                                                      

Паспорт образовательной программы

МОБУ «Кисельнинская средняя общеобразовательная школа

Полное наименование программы

Образовательная программа

 МОБУ «Кисельнинская  средняя школа»

 

Заказчик Программы

МОБУ «Кисельнинская  средняя школа»

 

Основание для разработки Программы

- Закон РФ «Об Образовании»

- Конвенция о правах ребенка

- Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

 - Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 09.03.2004 г г. №1312 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации»

 - Приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 10.08.2005 года №560 «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ленинградской области»

 - Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373.

 - Устав МОБУ Кисельнинская  СОШ

 - Инструктивно-методическое письмо Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 23.03.2005 г. № 745-09/19 « О реализации образовательных программ в общеобразовательном  учреждении»

 

Цель Программы

Создание условий для формирования компетентной личности, готовой к самореализации в различных сферах жизнедеятельности и изменяющихся социально-экономических условиях на основе разностороннего развития.

 

Основные задачи

-          Формирование у обучающихся  адекватной современному уровню знаний картины мира

-          Предоставление полноценного, разностороннего, развивающего образования, необходимого для вхождения личности в современную культуру и сознательного выбора жизненного пути

-          Формирование уровня общекультурной компетентности, устойчивой системы гуманистических ценностей, эстетических и культурных потребностей

-          Достижение уровня допрофессиональной  компетентности, готовность учащихся к личностному самоопределению

-          Содействие наиболее полному раскрытию творческого потенциала учащихся, развитие его способностей, направленных на творческое освоение мира

-          Формирование коммуникативной культуры, толерантности, готовности к сотрудничеству

-          Формирование потребности в саморазвитии, способности к самоорганизации

 

Структура образовательной программы

1. Количество учащихся

2. Группа здоровья

3. Целевое назначение программы

4.Адресность образовательной программы

5. Продолжительность обучения на ступени образования

6. Ожидаемый результат

7. Учебный план. Пояснительная записка

8. Учебные программы:

9. Организационно-педагогические условия:

- Нормативные условия

- Работа службы сопровождения

- Диагностика

- Педагогические технологии

- Административно-управленческие условия

 

10. Варианты выбора образовательных программ дальнейшего обучения

11. Программы дополнительного образования

 

Ожидаемые результаты

-          Освоение образовательного стандарта, предусмотренного учебным планом

-          Достижение основ функциональной грамотности общекультурной компетентности.

-          Сформированность потребности в непрерывном образовании в течение жизни

-          Готовность к освоению социального опыта с целью самопознания и личностной самоактуализации

-          Готовность избежать конфликта, пойти на компромисс и сотрудничество в общении с другими людьми

-          Создание базы для возможности выбора образовательного маршрута дальнейшего обучения по окончании школы

-          Удовлетворение потребностей населения в образовательных услугах в соответствии с личностными возможностями, способностями и состоянием здоровья детей.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к основной образовательной программе начального общего образования

МОБУ «Кисельнинская средняя школа»

       Основная образовательная программа начального общего образования   разработана  педагогическим  коллективом   МОБУ «Кисельнинская средняя  школа» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (Приказ МОиН РФ №373 от 06 октября 2009 года), с учётом рекомендаций   Примерной основной образовательной программы начального общего образования, особенностей образовательного учреждения,  а также социального заказа родителей младших школьников.

        Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Она представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным  звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности МОБУ «Кисельнинская средняя  школа».

       Образовательная программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании». Это:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
  • обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

       В соответствии с требованиями ФГОС НОО образовательная программа  МОБУ  «Кисельнинская средняя школа» содержит следующие разделы:

  • пояснительная записка;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и учебных программ;
  •  учебный план на основе БУП и учебный план 1 класса на 2011-2012уч. год
  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом реализуемых педагогических технологий;
  • программы  учебных предметов и рабочие программы для 1-го класса, построенные в соответствии с УМК «Гармония»;
  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Все компоненты образовательной программы разработаны на основе ФГОС и с учетом содержания УМК  «Гармония»

       Целью реализации основной образовательной программы НОО МОБУ «Кисельнинская средняя школа»  является:

  • создание условий для получения качественного начального общего образования и реализации интеллектуальных и творческих способностей каждого школьника (с учётом разного уровня дошкольной подготовки,  формирования потребности в непрерывном самообразовании, сохранении и укреплении здоровья, способности к социальной адаптации;
  • достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС  на основе учебных программ по предметам  и на основе используемого УМК «Гармония»

       Настоящая образовательная программа ставит перед МОБУ  «Кисельнинская средняя школа»  следующие задачи:

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся

- обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях, - одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. 

            Так, УМК «Гармония» направлен на  обеспечение равных возможностей получения качественного начального образования всем обучаемым с учётом разного уровня дошкольной подготовки (дети, посещающие и не посещающие детский сад), топографической принадлежности  детей (сельская местность), особенностей преподавания в классах- комплектах), особенностей  физического развития.

       В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

 

· воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, уважения.

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

• индивидуальное развитие каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

        Данная образовательная программа начального общего образования начинает реализовываться  в МОБУ «Кисельнинская средняя школа»  с 1 сентября 2011 года.

Характеристика МОБУ «Кисельнинская средняя общеобразовательная школа» и принципов организации образовательного процесса

        Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кисельнинская средняя общеобразовательная школа» расположено в центре деревни Кисельня Волховского района Ленинградской области.

      МОБУ «Кисельнинская средняя общеобразовательная школа»  ориентировано на обучение, воспитание и развитие всех обучающихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и др.) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей, путем создания адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального, физического развития каждого ребенка. В соответствии с этим образовательная программа школы - это целостная система мер по реализации основных принципов учебно-воспитательного процесса, учитывающая потребности обучаемых, их родителей и общественности.

     Основные принципы организации образовательного процесса:

ü  Открытость образования - открытость миру, людям. Школа выстраивает системные связи с окружающей средой, расширяя образовательное пространство учащихся

ü  Гуманизация образования - поворот школы к ребенку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, принятие его личных целей, запросов, интересов, создание условий для раскрытия и развития его способностей

ü  Гуманитаризация - поворот образования к целостной картине мира- мира культуры, мира человека,  на «очеловечивание» знаний, на формирование гуманитарного и системного мышления

ü  Дифференциация и индивидуализация нацелены на создание большого числа возможностей для реализации индивидуальных образовательных маршрутов, для удовлетворения интересов, склонностей и способностей учащихся, с учетом психофизиологических особенностей, здоровья, возрастных этапов их развития

ü  Развивающий характер образования предполагает отказ от механического усвоения материала. Переход от традиционного информационно - объяснительного подхода к деятельностному.

ü  Демократизация образования посредством защиты учащихся от некачественных образовательных услуг на основе разработки образовательных стандартов

ü  Вариативность образования – переход от предметоцентризма при построении учебных планов к образовательным областям, от монопольной программы и учебника - к вариативному их набору, введение различных вариантов дифференциации обучения, усиление интегрированности учебного процесса

ü  Непрерывность образования обеспечивает преемственность различных ступеней образования

        Вышеперечисленные принципы лежат в основе построения программы, сориентированы на личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира, на свободное сотрудничество педагогов и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей, на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем предметам, обеспечивающим гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной, волевой  сферы каждого учащегося.

Информационно-аналитические материалы о школе

1.Характеристика школы

История школы начинается с 1978 года. Она прошла путь от восьмилетней Чаплинской школы до Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Кисельнинская средняя школа».

Материально-техническую базу школы составляют:

-          21 кабинет (4 – начальная школа, 11 – средняя школа)

-          кабинет ОИВТ

-          спортзал (182 кв.м)

-          библиотека и читальный зал с 2-мя компьютерами для работы учащихся

-          приусадебный участок (0,5 га)

-          тренажёрный зал

-          кабинет группы продлённого дня

-          столярная и слесарная мастерская

-          интерактивный класс (мультимедийное оборудование)

-          музей “Быт и ремесла Ладожского уезда 19 века»

-          кабинет обслуживающего труда

    Школа расположена недалеко от городов: Новая Ладога, Волхов, Санкт-Петербург. Потенциальные возможности тесного взаимодействия с культурными центрами городов (театрами, библиотеками, музеями и др.) обеспечивают удовлетворение интеллектуальных и эстетических потребностей школы. Это оказывает большое влияние на образовательную ситуацию в школе. Также имеют значение расположенные рядом городские средние школы.

Материально-техническая база, расположенность школы позволяют организовывать учебно-воспитательный процесс на должном уровне.

    С 1980 года в школе функционирует музей “Быт и нравы Ладожского уезда 19 века», на базе которого проходят научно-исторические конференции старшеклассников, районные семинары, ведётся поисковая работа.

  В деревне Кисельня находится Дом культуры, библиотека,  которые активно  помогают решать  задачи патриотического воспитания школьников и накопили в этом вопросе определённый опыт.

       В рамках реализации регионального компонента учебного плана на первой ступени образования дети изучают курс «Ленинградская земля» («Русское народное творчество», автор Н.С. Ширяева), позволяющий приобщить учащихся к русской культуре и культуре родного края, заложить основы любви и уважения к богатейшей и многообразной мировой культуре.

По учебному плану, утверждённому Министерством образования в 2004 году, этот курс изучается со 2 класса в составе учебных предметов федерального компонента: «Окружающий мир», «Искусство», «Технология».

2.Кадровый состав

      К началу действия данной образовательной программы в  начальной школе обучается 58  человек. К обучению по новым стандартам приступили 10 обучающихся 1 класса.

     В МОБУ  «Кисельнинская средняя  школа» для реализации  данной образовательной программы имеются необходимые условия: кабинеты начальных  классов оборудованы необходимой техникой, отвечают санитарно-гигиеничским требованиям, постепенно совершенствуется медиатека, коллекция наглядных пособий. В классах выделена игровая зона, для спортивно-оздоровительной работы имеется спортивный зал.

         Реализацию ООП  НОО обеспечивает и кадровый состав. Всего в школе трудится 15  педагогов. На 1 ступени образования  работают 4 педагога  (с высшей категорией 2, с первой категорией 2). Эти  учителя владеют компьютером, используют ИКТ на своих занятиях, участвуют с учащимися  в конкурсах.

Для реализации ООП НОО выбран  УМК «Гармония», так как он

1) нацелен  на решение приоритетной задачи начального общего образования – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться».

2) обеспечивает:

  • практическое усвоение учащимися нового стандарта начального общего образования (в том числе универсальных учебных  действий, навыков и способов деятельности);
  • формирование, развитие и сохранение у учащихся интереса к учебной деятельности;
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей путем построения для каждого учащегося своей траектории усвоения учебного материала;
  • интеллектуальное, эмоционально-ценностное, социально-личностное, познавательное, эстетическое развитие и саморазвитие ребенка и сохранение его индивидуальности;
  • проявление самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности.

            Основная образовательная программа начального общего образования МОБУ «Кисельнинская средняя школа» предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного  типа;

Разработка образовательной программы осуществлялась рабочей группой.

                                             II.  Планируемые результаты

освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 

 К числу планируемых  образовательных результатов в соответствии с ФГОС начального общего образования   ООП  НОО  МОБУ «Кисельнинская средняя школа»  относит:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. 

 УМК «Гармония» реализует требования ФГОС по формированию вышеперечисленных личностных, метапредметных и предметных результатов.

    На примере основных предметных линий покажем содержание требований к результатам обучения выпускника начальной школы по УМК «Гармония» 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
  • внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
  • способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
  • эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;
  • различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
  • применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных,  имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными  второстепенными  членами предложения);
  • практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
  • находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
  • различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70-90 слов, 75-80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
  • осознанно  передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах. 

Учащиеся получат возможность научиться:

  • производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу,  как часть речи)  в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений  для  выбора знаков препинания;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
  • проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
  • подбирать синонимы для  устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
  • определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

         ·    при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять           способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи)
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
  • планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
  • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
  • осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
  • вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
  • дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
  • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
  • классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
  • владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
  • выделять существенную информацию из читаемых текстов;
  • строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • владеть диалоговой формой речи;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 

                ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебн
Сделать бесплатный сайт с uCoz