|
Основная образовательная программа начального общего образования (срок освоения – 4 года) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Кисельнинская средняя общеобразовательная школа» 2011-2014 Паспорт образовательной программыМОБУ «Кисельнинская средняя общеобразовательная школа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к основной образовательной программе начального общего образования МОБУ «Кисельнинская средняя школа» Основная образовательная программа начального общего образования разработана педагогическим коллективом МОБУ «Кисельнинская средняя школа» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ №373 от 06 октября 2009 года), с учётом рекомендаций Примерной основной образовательной программы начального общего образования, особенностей образовательного учреждения, а также социального заказа родителей младших школьников. Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Она представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности МОБУ «Кисельнинская средняя школа». Образовательная программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании». Это:
В соответствии с требованиями ФГОС НОО образовательная программа МОБУ «Кисельнинская средняя школа» содержит следующие разделы:
Все компоненты образовательной программы разработаны на основе ФГОС и с учетом содержания УМК «Гармония» Целью реализации основной образовательной программы НОО МОБУ «Кисельнинская средняя школа» является:
Настоящая образовательная программа ставит перед МОБУ «Кисельнинская средняя школа» следующие задачи: - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся - укрепление физического и духовного здоровья обучающихся - обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях, - одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, УМК «Гармония» направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального образования всем обучаемым с учётом разного уровня дошкольной подготовки (дети, посещающие и не посещающие детский сад), топографической принадлежности детей (сельская местность), особенностей преподавания в классах- комплектах), особенностей физического развития. В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
· воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, уважения. • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. • индивидуальное развитие каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Данная образовательная программа начального общего образования начинает реализовываться в МОБУ «Кисельнинская средняя школа» с 1 сентября 2011 года. Характеристика МОБУ «Кисельнинская средняя общеобразовательная школа» и принципов организации образовательного процесса Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кисельнинская средняя общеобразовательная школа» расположено в центре деревни Кисельня Волховского района Ленинградской области. МОБУ «Кисельнинская средняя общеобразовательная школа» ориентировано на обучение, воспитание и развитие всех обучающихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и др.) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей, путем создания адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального, физического развития каждого ребенка. В соответствии с этим образовательная программа школы - это целостная система мер по реализации основных принципов учебно-воспитательного процесса, учитывающая потребности обучаемых, их родителей и общественности. Основные принципы организации образовательного процесса: ü Открытость образования - открытость миру, людям. Школа выстраивает системные связи с окружающей средой, расширяя образовательное пространство учащихся ü Гуманизация образования - поворот школы к ребенку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, принятие его личных целей, запросов, интересов, создание условий для раскрытия и развития его способностей ü Гуманитаризация - поворот образования к целостной картине мира- мира культуры, мира человека, на «очеловечивание» знаний, на формирование гуманитарного и системного мышления ü Дифференциация и индивидуализация нацелены на создание большого числа возможностей для реализации индивидуальных образовательных маршрутов, для удовлетворения интересов, склонностей и способностей учащихся, с учетом психофизиологических особенностей, здоровья, возрастных этапов их развития ü Развивающий характер образования предполагает отказ от механического усвоения материала. Переход от традиционного информационно - объяснительного подхода к деятельностному. ü Демократизация образования посредством защиты учащихся от некачественных образовательных услуг на основе разработки образовательных стандартов ü Вариативность образования – переход от предметоцентризма при построении учебных планов к образовательным областям, от монопольной программы и учебника - к вариативному их набору, введение различных вариантов дифференциации обучения, усиление интегрированности учебного процесса ü Непрерывность образования обеспечивает преемственность различных ступеней образования Вышеперечисленные принципы лежат в основе построения программы, сориентированы на личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира, на свободное сотрудничество педагогов и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей, на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем предметам, обеспечивающим гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферы каждого учащегося. Информационно-аналитические материалы о школе 1.Характеристика школы История школы начинается с 1978 года. Она прошла путь от восьмилетней Чаплинской школы до Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Кисельнинская средняя школа». Материально-техническую базу школы составляют: - 21 кабинет (4 – начальная школа, 11 – средняя школа) - кабинет ОИВТ - спортзал (182 кв.м) - библиотека и читальный зал с 2-мя компьютерами для работы учащихся - приусадебный участок (0,5 га) - тренажёрный зал - кабинет группы продлённого дня - столярная и слесарная мастерская - интерактивный класс (мультимедийное оборудование) - музей “Быт и ремесла Ладожского уезда 19 века» - кабинет обслуживающего труда Школа расположена недалеко от городов: Новая Ладога, Волхов, Санкт-Петербург. Потенциальные возможности тесного взаимодействия с культурными центрами городов (театрами, библиотеками, музеями и др.) обеспечивают удовлетворение интеллектуальных и эстетических потребностей школы. Это оказывает большое влияние на образовательную ситуацию в школе. Также имеют значение расположенные рядом городские средние школы. Материально-техническая база, расположенность школы позволяют организовывать учебно-воспитательный процесс на должном уровне. С 1980 года в школе функционирует музей “Быт и нравы Ладожского уезда 19 века», на базе которого проходят научно-исторические конференции старшеклассников, районные семинары, ведётся поисковая работа. В деревне Кисельня находится Дом культуры, библиотека, которые активно помогают решать задачи патриотического воспитания школьников и накопили в этом вопросе определённый опыт. В рамках реализации регионального компонента учебного плана на первой ступени образования дети изучают курс «Ленинградская земля» («Русское народное творчество», автор Н.С. Ширяева), позволяющий приобщить учащихся к русской культуре и культуре родного края, заложить основы любви и уважения к богатейшей и многообразной мировой культуре. По учебному плану, утверждённому Министерством образования в 2004 году, этот курс изучается со 2 класса в составе учебных предметов федерального компонента: «Окружающий мир», «Искусство», «Технология». 2.Кадровый состав К началу действия данной образовательной программы в начальной школе обучается 58 человек. К обучению по новым стандартам приступили 10 обучающихся 1 класса. В МОБУ «Кисельнинская средняя школа» для реализации данной образовательной программы имеются необходимые условия: кабинеты начальных классов оборудованы необходимой техникой, отвечают санитарно-гигиеничским требованиям, постепенно совершенствуется медиатека, коллекция наглядных пособий. В классах выделена игровая зона, для спортивно-оздоровительной работы имеется спортивный зал. Реализацию ООП НОО обеспечивает и кадровый состав. Всего в школе трудится 15 педагогов. На 1 ступени образования работают 4 педагога (с высшей категорией 2, с первой категорией 2). Эти учителя владеют компьютером, используют ИКТ на своих занятиях, участвуют с учащимися в конкурсах. Для реализации ООП НОО выбран УМК «Гармония», так как он 1) нацелен на решение приоритетной задачи начального общего образования – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться». 2) обеспечивает:
Основная образовательная программа начального общего образования МОБУ «Кисельнинская средняя школа» предусматривает: • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья; • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; Разработка образовательной программы осуществлялась рабочей группой. II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования К числу планируемых образовательных результатов в соответствии с ФГОС начального общего образования ООП НОО МОБУ «Кисельнинская средняя школа» относит: • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. УМК «Гармония» реализует требования ФГОС по формированию вышеперечисленных личностных, метапредметных и предметных результатов. На примере основных предметных линий покажем содержание требований к результатам обучения выпускника начальной школы по УМК «Гармония» РУССКИЙ ЯЗЫК ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы:
Учащиеся получат возможность для формирования:
ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
· при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся на доступном уровне:
Учащиеся получат возможность научиться:
Познавательные Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы:
|